Фестиваль к 76-летию Великой Победы
Уфа, ул. Ленина, 50
- С. Прокофьев Симфония-концерт для виолончели с оркестром
- Д. Шостакович Симфония № 7
Солист - Арсений Чубачин (виолончель/Москва)
Дирижер - Дмитрий Крюков
Д. Шостакович Симфония №7 («Ленинградская»)
Симфония №7 («Ленинградская») - одно из величайших творений XX века, симфония стала музыкальным символом борьбы за мир, свидетельством бессмертного подвига советского народа. Над симфонией Шостакович начал работать 19 июля 1941 года в Ленинграде, а завершил сочинение в эвакуации в Куйбышеве. 5 марта 1942 года «Ленинградская» симфония была исполнена оркестром Большого театра под управлением Самуила Самосуда в Куйбышеве, затем в Москве и Новосибирске (дирижёр – Евгений Мравинский), в Лондоне (дирижёр – Генри Вуд) и в Нью-Йорке (дирижёр – Артуро Тосканини). 9 августа 1942 года под грохот артиллерии, защищавшей город, состоялась историческая премьера в блокадном Ленинграде. Исполнение Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга транслировалось по радио и громкоговорителям городской сети. Его слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Симфония № 7 - это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».
Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:
- I часть написана в сонатной форме без разработки. Роль части – экспозиция двух полярных миров, а именно главная партия представляет собой мир спокойствия, величия, строящийся на русских интонациях, побочная партия дополняет главную партию, но в то же время меняет характер, и напоминает колыбельную. Новый музыкальный материал, носящий название «эпизод нашествия» - это мир войны, гнева и смерти. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз. Кульминация отражает борьбу главной партии и «эпизода нашествия». Из коды становится понятно, что главная партия одержала победу.
- II часть представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.
- III часть является адажио, написанное в жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна.
- Финал продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.
С. Прокофьев Симфония-концерт для виолончели с оркестром
Симфония-концерт для виолончели с оркестром – последнее крупное произведение С. Прокофьева, созданное при ближайшем участии Мстислава Ростропович. Первым воплощением музыкальной идеи произведения стал Первый концерт для виолончели с оркестром, создававшийся в 1933-1938 гг. Услышав концерт в исполнении Ростроповича, Прокофьев выразил желание его переделать. Результатом многосторонних изменений явилось, в сущности, новое сочинение. Второй концерт был впервые исполнен в 1952 г. в Москве, в Большом зале консерватории. Мстислав Ростропович играл в сопровождении Молодежного симфонического оркестра Московской филармонии, за дирижёрским пультом стоял Святослав Рихтер, единственный раз в своей жизни. Однако и теперь Прокофьев не удовлетворяется достигнутым. На этот раз композитор делает сравнительно небольшие изменения в партитуре, в фактурном соотношении партии солирующей виолончели и оркестра. В окончательной редакции Прокофьев назвал своё творение Симфонией-концертом для виолончели с оркестром. Симфония-концерт Прокофьева вызвала большой интерес музыкантов и стала одним из самых играемых сочинений в виолончельной литературе, наряду с концертами Гайдна, Шумана и Дворжака. Впервые оно было исполнено в 1952 году, за год до смерти композитора. За дирижерским пультом филармонического оркестра в первый и последний раз в своей жизни стоял Святослав Рихтер. По словам современников, именно Ростропович сблизил и сроднил творческую мысль Прокофьева с этим «сумасшедшим инструментом», подвигнул новаторскую фантазию композитора на целую реформу, превратившую Концерт в Симфонию-концерт, а виолончель — в инструмент-гигант, с новой обширной ярко концертной палитрой красок. Симфонию-концерт в ее окончательном виде ждал посмертный успех, когда Ростропович играл ее в Копенгагене, Нью-Йорке, Лондоне, Москве в 1950—1960-е годы. Долгое время он оставался ее единственным исполнителем. И только постепенно Симфония-концерт вошла в репертуар некоторых его учеников и зазвучала в залах Конкурса имени П.И. Чайковского.