Абонемент «Иоганнес Брамс»

Четверг 29 апреля 2021г 19:00
6+ 2 часа
Уфа, ГКЗ «Башкортостан»
Уфа, ул. Ленина, 50
Абонемент «Иоганнес Брамс»
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1
  • Квинтет для кларнета и струнных инструментов
  • Трагическая увертюра
Солисты - Шаура Сагитова (фортепиано), Артур Назиуллин (кларнет)
Дирижирует и рассказывает - Дмитрий Крюков

История рождения Концерта для фортепиано с оркестром № 1 отразилась в соотношении фортепианной партии и оркестра, между которыми устанавливаются отношения равноправного партнерства. Фортепианные концерты Брамса иногда называют «скрытыми» симфониями и это не случайно. К весне 1857 года Йоганнес Брамс завершил работу над Первым фортепианным концертом. Премьера обескуражила слушателей, ведь они привыкли, что концерт отличают бравурные пассажи фортепиано, призванные наилучшим образом продемонстрировать феерическую технику пианиста, да ненавязчивый аккомпанемент оркестра. Вместо этого публике предложили настоящую симфонию для фортепиано с оркестром, где фортепиано звучало не кичливым солистом-виртуозом, а превратилось в глубокого мыслителя, мудрого собеседника. Симфоническую роскошь оркестра никто не посмел бы назвать «аккомпанементом». Только в 1865 году Брамс дождался признания своего Концерта — произведения, опередившего свое время. Наибольшим масштабом отличается первая часть – Maestoso. Создается впечатление, что Брамс ориентировался при ее создании на Девятую симфонию Бетховена. Часть вторую – Adagio – Брамс называл «нежным портретом» Клары Шуман, это прекраснейший образец брамсовской лирики. Жизнерадостная третья часть, отмеченная чертами виртуозности – Allegro non troppo – по структуре сходна с финальным родно Третьего фортепианного концерта Бетховена.

Возникновение «Трагической увертюры» связано с планами венского Бургтеатра поставить на сцене Придворной оперы трагедию Гёте «Фауст». План не был реализован, и Брамс, уже написавший музыку, не стал связывать ее с литературным первоисточником. Отсюда возникают контрасты между патетикой чувств и затаенным ответом, лирика сталкивается с трагическими образами, присутствуют черты преемственности с музыкой Бетховена – увертюрой «Кориолан» и Аллегретто Седьмой симфонии. Увертюра удивительным образом перекликается с созданным двадцатью годами раньше Первым фортепианным концертом. Совпадают даже тональности. Только концерт более развернут и еще более напряжен.

Камерная музыка – одна из важнейших сфер творчества немецкого композитора Иоганнеса Брамса и особенно ему близкая. Но в 1891 г. композитор находился в творческом «тупике» и лишь знакомство с выдающимся кларнетистом того времени Рихардом Мюльфельдом сподвигло его на создание новых камерных произведений. Услышав исполнение Мюльфельда, Брамс, не сочинявший до того в течение года, взялся за создание двух произведений с участием кларнета. Благодаря мягкости звучания инструмента, нежной трепетности тона Мюльфельд заслужил прозвище «Fraulein-Clarinette» «Кларнет-девушка» (нем.)., которым «наградил» его Брамс. Именно необыкновенные музыкальные и артистические достоинства кларнетиста послужили поводом для создания Брамсом четырех опусов для этого инструмента. Одним из них стал Квинтет си минор для кларнета и струнного квартета op. 115. Композитор мастерски использует особенности кларнета – матовое, глуховатое звучание в низком регистре, подвижность, сопоставимая с выразительностью человеческого голоса, в среднем. Кларнету доступны и пассажи, и декламационность, и элегическая кантилена – все это присутствует в Квинтете. В первой части Квинтета – Allegro – главная партия несколько напоминает основную тему кларнетового Трио. Хрупкая и нежная вторая часть – Adagio – напоминает колыбельную. В третья часть – Andantino – имеет скерциозный, беспокойный облик. Финал – Con moto – представляет собой вариации на тему в объеме уменьшенной кварты. В концерте Квинтет прозвучит в переложении для кларнета и струнного оркестра. 




Артисты

Фортепиано
Заслуженная артистка РБ
главный дирижер ГАСО РБ
Заслуженный артист РБ
Директор ГАСО РБ
Народный артист РБ

Место проведения