Абонемент № 2 - «Золотые страницы башкирской классики»
Вторник 14 сентября 2021г
19:00
Уфа, ГКЗ «Башкортостан»
Уфа, ул. Ленина, 50
Уфа, ул. Ленина, 50
14 сентября Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан приглашает на открытие абонемента «Золотые страницы башкирской классики».
Первый концерт цикла посвящается творчеству композиторов-основателей башкирской академической музыки. В программе прозвучат симфонические сочинения Наримана Сабитова и Хусаина Ахметова, среди которых «Героическая поэма», сюиты из балетов «Страна Айгуль» и «Люблю тебя жизнь», Башкирская лирическая сюита, Симфоническая картина «Урал-Батыр».
В 50–60-е годы XX века в Башкортостане были созданы первые крупные жанры музыкального и музыкально-театрального искусства – симфонии, инструментальные концерты, оперы, балеты. Во многом благодаря первым выпускникам башкирской национальной студии при Московской государственной консерватории. В эту плеяду в том числе вошли башкирские композиторы Нариман Сабитов и Хусаин Ахметов.
«Героическая поэма» (1950) Н. Сабитова положила начало героико-драматической линии в башкирской симфонической музыке. Основой произведения становится противопоставление и развитие двух ведущих тем: героико-эпической (башкирская народная песня «Салават») и лирической («Зульхизя»). Значительна роль Н. Сабитова в развитии национального балета. Он является создателем «триады» балетов на современный сюжет, где обратился к важным историческим событиям в судьбах страны и народа. С событиями Великой Отечественной войны связан второй балет «триады» (первый балет – «Гульназира») - «Люблю тебя, жизнь» (1967), сюжет которого сосредоточен на борьбе советских людей против фашистских захватчиков. Завершает «триаду» балет «Страна Айгуль» (1971), написанный по мотивам романтической драмы народного поэта Башкортостана, драматурга и прозаика М. Карима. В музыкальном языке «Страны Айгуль» происходит синтез древних пластов народной музыки, современной башкирской народной песни (сельской и городской), ритмов молодёжных танцев с элементами эстрады и джаза, с одной стороны, и элементов серийной техники, сонористики.
Башкирская лирическая сюита Х. Ахметова – это ярчайшая симфоническая фреска. Праздничная, полная свежего воздуха башкирских степей, оптимистичная, она вобрала в себя кипучий музыкальный темперамент автора. Симфоническая картина «Урал-батыр» Х. Ахметова по мотивам одноимённого башкирского народного эпоса создана Х. Ахметовым в 1978 г. При жизни композитора произведение не исполнялось.
Дирижёр – главный дирижёр Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан и дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России, заслуженный артист Республики Башкортостан, воспитанник Геннадия Рождественского и Валерия Полянского Дмитрий Крюков (Москва).
Первый концерт цикла посвящается творчеству композиторов-основателей башкирской академической музыки. В программе прозвучат симфонические сочинения Наримана Сабитова и Хусаина Ахметова, среди которых «Героическая поэма», сюиты из балетов «Страна Айгуль» и «Люблю тебя жизнь», Башкирская лирическая сюита, Симфоническая картина «Урал-Батыр».
В 50–60-е годы XX века в Башкортостане были созданы первые крупные жанры музыкального и музыкально-театрального искусства – симфонии, инструментальные концерты, оперы, балеты. Во многом благодаря первым выпускникам башкирской национальной студии при Московской государственной консерватории. В эту плеяду в том числе вошли башкирские композиторы Нариман Сабитов и Хусаин Ахметов.
«Героическая поэма» (1950) Н. Сабитова положила начало героико-драматической линии в башкирской симфонической музыке. Основой произведения становится противопоставление и развитие двух ведущих тем: героико-эпической (башкирская народная песня «Салават») и лирической («Зульхизя»). Значительна роль Н. Сабитова в развитии национального балета. Он является создателем «триады» балетов на современный сюжет, где обратился к важным историческим событиям в судьбах страны и народа. С событиями Великой Отечественной войны связан второй балет «триады» (первый балет – «Гульназира») - «Люблю тебя, жизнь» (1967), сюжет которого сосредоточен на борьбе советских людей против фашистских захватчиков. Завершает «триаду» балет «Страна Айгуль» (1971), написанный по мотивам романтической драмы народного поэта Башкортостана, драматурга и прозаика М. Карима. В музыкальном языке «Страны Айгуль» происходит синтез древних пластов народной музыки, современной башкирской народной песни (сельской и городской), ритмов молодёжных танцев с элементами эстрады и джаза, с одной стороны, и элементов серийной техники, сонористики.
Башкирская лирическая сюита Х. Ахметова – это ярчайшая симфоническая фреска. Праздничная, полная свежего воздуха башкирских степей, оптимистичная, она вобрала в себя кипучий музыкальный темперамент автора. Симфоническая картина «Урал-батыр» Х. Ахметова по мотивам одноимённого башкирского народного эпоса создана Х. Ахметовым в 1978 г. При жизни композитора произведение не исполнялось.
Дирижёр – главный дирижёр Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан и дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России, заслуженный артист Республики Башкортостан, воспитанник Геннадия Рождественского и Валерия Полянского Дмитрий Крюков (Москва).