«Когда музыкантам нравится то, что они играют, — это слышно»

Главный дирижер Национального симфонического оркестра РБ Раушан Якупов рассказал, какие сюрпризы ждут публику в новом сезоне

Уже по первому концерту можно предположить, что вы намерены продолжить тенденцию юбилейного сезона, когда оркестр играл сочинения незнакомых публике композиторов, а также неизвестные произведения знаменитых?

Раушан Якупов: Хорошей музыки так много, что ее невозможно переиграть за всю жизнь, а то и за несколько. Поэтому очень важно знакомить публику с новыми для нее сочинениями. Мы открыли сезон сюитой из балета «Пульчинелла» Игоря Стравинского в редакции 1949 года. В честь 135-летия Стравинского в программу включили также «Скерцо в русском стиле», написанное им по заказу голливудского дирижера Пола Уайтмана. Концерт для скрипки с оркестром Глазунова исполнил молодой скрипач Степан Стариков, участник проекта «Музыкальная сборная России» Санкт-Петербургского Дома музыки, который, кстати, недавно стал обладателем премии Международного конкурса имени Анри Морто в Германии как раз за исполнение этого сочинения.

«Мы открыли сезон сюитой из балета «Пульчинелла» Игоря Стравинского в редакции 1949 года»

Второй сезон подряд уфимцы знакомятся не только с новыми проектами оркестра, но и с новыми исполнителями из Санкт-Петербургского Дома музыки…

Раушан Якупов: Сотрудничество с этим Домом, которым руководит известный виолончелист, народный артист России, профессор Сергей Ролдугин, началось в прошлом году. Огромное счастье, что мы попали в проект «Музыкальная сборная России», благодаря чему в Уфу на концерты симфонического оркестра приезжают молодые, однако весьма опытные исполнители — лауреаты престижных международных конкурсов, выступающие с ведущими оркестрами мира. Уфимцы получили возможность познакомиться с талантом скрипача Айлена Притчина, виолончелиста Александра Рамма, пианиста Филиппа Копачевского… Кстати, сам Сергей Павлович дал согласие выступить с нашим оркестром на концерте, намеченном на 27 января 2018 года. В дуэте со скрипачом Павлом Милюковым, лауреатом последнего XV Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского, он исполнит известнейший Двойной концерт Иоганнеса Брамса.

Настоящим откровением для любителей классики в прошлом сезоне стали английский, австрийский вечера. Как возникла идея подобных концертов?

Раушан Якупов: От желания тематически показать музыку разных стран и континентов. Например, в программе «Австрийский вечер» прозвучал Концерт для флейты и арфы с оркестром Моцарта, солистами которого стали участники проекта «Музыкальная сборная России» Санкт-Петербургского Дома музыки — флейтист Андрей Санников и арфистка Оксана Сидягина. «Английский вечер» украсили «Энигма — вариации» Элгара и «Каприоль-сюита» Уорлока — малоизвестного в России композитора. Часто слушатели задают вопрос: «А что дальше?» Мы также будем продолжать проводить вечера музыки тех или иных стран. Впереди — испанский, немецкий вечера…

Как происходит пополнение репертуара оркестра?

Раушан Якупов: Часто выручает дружба с коллегами-музыкантами из других городов, с которыми мы обмениваемся нотами. Иногда история с нотами бывает почти детективной. Например, известно, что у Прокофьева есть целый цикл пушкинианы: музыка к «Борису Годунову», «Евгению Онегину», «Пиковой даме» — к театральным постановкам или к фильмам, режиссерами которых были Таиров, Мейерхольд. Когда мы готовились к презентации новой главы «Детского альбома», где народный артист России Евгений Князев читал «Пиковую даму» Пушкина и должна была звучать музыка Сергея Прокофьева к одноименному кинофильму «Пиковая дама», то партитуру нам любезно предоставил дирижер Геннадий Николаевич Рождественский, пропагандист Прокофьева, у которого хранится личный экземпляр партитуры этого сочинения.

С публикой все ясно, а вот открывают ли для себя что-то новое музыканты?

Раушан Якупов: Конечно! Соприкасаясь с неизвестным, расширяется кругозор, становится интереснее заниматься творчеством. Когда оркестрантам нравится музыка, это сразу слышно. Например, на первой репетиции к концерту-открытию кто-то из них воскликнул: «Какая музыка у Стравинского!»

Будут ли в нынешнем сезоне концерты с такими замечательными певицами, как Вероника Джиоева? Тот совершенно феерический вечер на сцене оперного театра запомнился публике: они слушали феноменально талантливую солистку, способную петь два отделения, и оркестр звучал как никогда прекрасно.

Раушан Якупов: Могу заверить: сюрпризов в новом сезоне будет достаточно! А концерт, в котором солировала звезда мировой оперы Вероника Джиоева, действительно, запомнился публике. Многие ждут ее приезда в Уфу вновь.

Концерты, конечно, это не музыкальные лектории, но людям нравится, что перед прослушиванием произведения они узнают много интересного о композиторах, а также истории создания сочинений. Вроде бы это и необязательно, но вы это делаете. Почему?

Раушан Якупов: Свойство памяти таково, что в ней откладываются вроде бы самые незначительные факты. А сколько историй, которые хочется донести до любителей музыки! Кстати, расскажу одну из них. Как-то Игорь Стравинский брал у Римского-Корсакова частные уроки, и на смерть учителя написал «Погребальную песнь». Во время Второй мировой войны, когда бомбили Ленинград, снаряд попал в здание консерватории, и эту рукопись считали сгоревшей. Но год назад во время капитального ремонта вдруг обнаружили ноты. Надеюсь, в будущем мы исполним «Погребальную песнь» Стравинского для уфимской публики.

В прошедшем, юбилейном, сезоне Национальный симфонический оркестр провел четыре фестиваля, а вот праздничного концерта, посвященного его 25-летию, не было…

Раушан Якупов: Оркестр родился 5 мая. Пять — это квинта. Так вот, в честь юбилея, дня и месяца рождения Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан мы готовим проект QUINTA — пять вечеров классической музыки, где прозвучат симфонии и инструментальные концерты под символическим номером пять.

А большой торжественный концерт, посвященный 25-летию оркестра, состоится 28 октября. Там будут сюрпризы не только для музыкантов, но и для слушателей.

Концерты, конечно, это не музыкальные лектории, но людям нравится, что перед прослушиванием произведения они узнают много интересного о композиторах, а также истории создания сочинений. Вроде бы это и необязательно, но вы это делаете. Почему?
Раушан Якупов: Свойство памяти таково, что в ней откладываются вроде бы самые незначительные факты. А сколько историй, которые хочется донести до любителей музыки! Кстати, расскажу одну из них. Как-то Игорь Стравинский брал у Римского-Корсакова частные уроки, и на смерть учителя написал «Погребальную песнь». Во время Второй мировой войны, когда бомбили Ленинград, снаряд попал в здание консерватории, и эту рукопись считали сгоревшей. Но год назад во время капитального ремонта вдруг обнаружили ноты. Надеюсь, в будущем мы исполним «Погребальную песнь» Стравинского для уфимской публики.

В прошедшем, юбилейном, сезоне Национальный симфонический оркестр провел четыре фестиваля, а вот праздничного концерта, посвященного его 25-летию, не было…

Раушан Якупов: Оркестр родился 5 мая. Пять — это квинта. Так вот, в честь юбилея, дня и месяца рождения Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан мы готовим проект QUINTA — пять вечеров классической музыки, где прозвучат симфонии и инструментальные концерты под символическим номером пять.

А большой торжественный концерт, посвященный 25-летию оркестра, состоится 28 октября. Там будут сюрпризы не только для музыкантов, но и для слушателей.

В тему

Среди поклонников НСО РБ есть уникальные личности. Например, за все время существования оркестра одна из слушательниц не пропустила ни одного концерта! Однажды она попала в больницу, но в день выступления оркестра в зале присутствовал ее муж и вел «трансляцию» по телефону.

Цифра: 100 концертов планирует дать Национальный симфонический оркестр в этом сезоне.

Обслуживание сайтов в Уфе